Охрана лесов от незаконных рубок

Согласно ст. 16 Лесного кодекса РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Правоустанавливающими документами на заготовку древесины на землях лесного фонда являются:

- договор аренды лесного участка, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, лесная декларация - для арендаторов лесных участков

- договор купли-продажи лесных насаждений - для всех остальных лесопользователей, в том числе граждан при заготовке древесины для собственных нужд.

Других законных способов заготовки древесины действующим законодательством не предусмотрено

Государственными лесными инспекторами при обнаружении незаконной рубки составляется протокол об административном правонарушении и производится расчет ущерба, причиненного лесному фонду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

Если размер ущерба не превышает 5 тыс. руб. в отношении нарушителя возбуждается дело об административном правонарушении по статье 8.28. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и нарушитель лесного законодательства возмещает причиненный ущерб и оплачивает административный штраф.

В случае если сумма причиненного ущерба превышает 5 тыс. руб., все материалы направляются в следственные органы на предмет возбуждения уголовных дел (статья 260 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Уголовные дела по установленным лицам направляются в суды разных инстанций для привлечения к уголовной ответственности по статье 260 УК РФ. По неустановленным лицам возбуждаются уголовные дела и ведутся следствия по установлению виновных лиц.

Статистика незаконных рубок


Надзорная деятельность


Целью осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах является обеспечение соблюдения всеми лесопользователями (юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями) требований лесного законодательства и требований пожарной безопасности в лесах.

Надзорную деятельность на территории лесного фонда в Рязанской области осуществляет непосредственно Министерством лесного хозяйства Рязанской области и его подведомственные государственные казенные учреждения (лесничества).

Общее количество должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор, составляет 340 чел., в том числе в министерстве – 18 чел., в лесничествах – 322 чел.

При осуществлении федерального государственного лесного надзора министерство взаимодействует с территориальными органами МВД, ФССП России по Рязанской области, прокуратуры РФ и т.п.


План проверок

Итоги надзорной деятельности

Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2013 году (PDF, 1,31 МБ) 

Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2012 году (PDF, 1,36 МБ)


Ответственность за нарушение лесного законодательства

Ответственность за нарушение лесного законодательства может быть осуществлена в виде административной, гражданской и уголовной ответственности.

Административная ответственность за нарушение лесного законодательства предусматривает привлечение к ней, как юридических и должностных, так и физических лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные ст.ст. ч. 2 ст. 7.2, 7.9, 7.10, 7.11 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), ст. 8.7 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), ст. 8.8 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), ст. 8.25 - 8.32, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 Кодекса об Административных правонарушениях РФ. При этом, наиболее распространенными правонарушениями признаются: самовольное занятие лесного участка, а также участка лесного фонда и леса, не входящего в лесной фонд; нарушение правил заготовки древесины, нарушение правил лесопользования; незаконное повреждение, порубка деревьев, лиан и кустарников; нарушение требований к охране лесов и правил пожарной безопасности в лесах. Виновные лица несут ответственность за указанные выше правонарушения в соответствии с КоАП РФ.

Уголовная ответственность за нарушения лесного законодательства предусматривает привлечение к ней граждан и должностных лиц, совершивших преступление, то есть общественно-опасное деяние, которое запрещено Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. В лесных правоотношениях составами уголовных преступлений являются: уничтожение или повреждение лесов и незаконная порубка деревьев и кустарников. За данные преступления предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьями 261 и 260 УК РФ соответственно.

Гражданско-правовая ответственность или имущественная наступает за 19 видов нарушений в сфере лесных правоотношений, среди них есть: повреждение или полное уничтожение лесных культур; незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев, лиан, кустарников, до степени прекращения роста; самовольный сбор, уничтожение или порча мха, лесной подстилки, лишайника; захламление участков лесного фонда отходами и строительным мусором; самовольное пастьба скота и сенокошение в лесах и на участках лесного фонда и иное.