Новости

О деятельности отдела федерального государственного лесного надзора и основных достижениях в 2017 году

10.01.2018

Отделом федерального государственного лесного надзора Управления государственного экологического надзора министерства природопользования Рязанской области подведены итоги надзорной деятельности в лесах в 2017 году.

Существующая система надзорной деятельности в лесах на территории Рязанской области вертикально структурирована и в своей основе ориентирована на деятельность должностных лиц подведомственных государственных казенных учреждений Рязанской области - лесничеств, осуществляющих в повседневной деятельности весь комплекс предусмотренных надзорных мероприятий: проверок, рейдовых мероприятий, патрулирований участков лесного фонда, контрольных мероприятий за деятельностью лиц использующих лесные участки (арендаторов лесных участков) и т.д.

Основная нагрузка, основная ответственность за состоянием дел в лесах, также по вопросам предупреждения, пресечения и выявления нарушений лесного законодательства возложена на участковых лесничих и мастеров леса, осуществляющих свою деятельность непосредственно в лесах. Документационное сопровождение такой деятельности, осуществляется инженерным составом подведомственных Министерству лесничеств и передается в распоряжение Министерства. Первичное звено, фундаментально, и по своей сути - основа всех надзорных отношений в лесах.

С 2007 года (начало действия Лесного кодекса) система надзорных отношений претерпела несколько серьезных преобразований. Было реализовано несколько моделей структур, с различным подчинением. На сегодняшний день сформирована наиболее оптимальная структура, обеспечивающая как непосредственную деятельность в лесах, так и контрольно-организационную деятельность, которая зачастую остается незамеченной, несмотря на большую значимость.

Для примера: в 2007 году было выявлено и в последствии привлечено к ответственности за нарушения лесного законодательства 38 субъектов с суммой штрафов менее 100 тыс.руб., а в 2017 - уже 1258 субъектов с суммой штрафов более 3,2 млн.руб. - рост более чем в 30 раз.

Пожары 2010 года выявили слабые стороны существовавшей на тот момент структуры и как вывод, были проведены необходимые структурные изменения, четко определившие зоны ответственности, с четко установленными должностными обязанностями всех лиц «лесной охраны». Возникла необходимость формирования отдельной структурной единицы в органе исполнительной власти субъекта, обобщающей и объединяющей надзорную деятельность всех 19 подведомственных государственных казенных учреждений Рязанской области - лесничеств, которые, в свою очередь, разделены на 89 участковых лесничеств.

Как самостоятельная структурная единица, отдел лесного надзора был сформирован в феврале 2011 года в составе бывшего на тот момент министерства лесного хозяйства Рязанской области. В 2017 году отдел вошел в состав Управления государственного экологического надзора министерства природопользования Рязанской области, деятельность которого в большей степени ориентирована на обеспечение порядка производства и исполнения по делам об административных правонарушениях, обеспечение всестороннего, объективного рассмотрения обращения граждан, осуществление внутреннего контроля за надзорной деятельностью в подведомственных учреждениях, анализе и планирования основных надзорных мероприятий.

Система надзорных отношений достаточно «молода» и формируется до настоящего времени, а отдельные коррупционные случаи выявляются в деятельности большинства направлений надзора, в том числе и в лесной отрасли.

Следует отметить, что определенное число нарушений в лесной сфере остается незамеченными по различным причинам. Как и в предыдущие годы, в 2017 году выявлялись отдельные случаи сокрытия фактов различных правонарушений, в том числе фактов незаконных рубок, совершенных в прошлые годы. Пример - «нашумевший случай» сокрытия фактов незаконных рубок в значительных объемах в Зареченском участковом лесничестве ГКУ РО «Нижне-Окское лесничество», где в период 2014 - 2016 гг. незаконно заготовили более 1000 кубометров леса, а сотрудниками лесничества данный факт был скрыт. Благодаря информации жителей, обратившихся в Региональное отделение Общероссийского народного фронта Рязанской области, весной 2017 года данный факт был выявлен и пресечен.

Наиболее «болезненным» остается вопрос незаконных рубок, точнее, материального ущерба, причиненного ими. Действующая методика расчета суммы ущерба, зачастую, некорректно представляет информацию о «тяжести» совершенных преступлений.

За последние 10 лет объем незаконной рубки, снизился более чем в 10 раз. Но, к сожалению, это не заслуга «лесной охраны». Ценные породы деревьев, уничтоженные лесными пожарами 2010 года, ранее являлись предметом преступных посягательств.

Вопреки сложившемуся мнению, незаконные рубки лесных насаждений не являются характерным выявляемым нарушением в лесах.

Наиболее частые выявляемые правонарушения 2017 году связаны с нарушением Правил использования лесов (повреждение дорог лесохозяйственного назначения, нарушения при подготовке участка к рубке, оставление зависших деревьев, завалов, повреждение столбов, отсутствие информационных знаков, отсутствие технологических карт, складирование древесины в непредусмотренных местах и т.д.), Правил пожарной безопасности в лесах (неудовлетворительная очитка лесосек, несвоевременность ее проведения, отсутствие средств пожаротушения, разведение костров и сжигание порубочных остатков в пожароопасный сезон и т.д.), Правил санитарной безопасности в лесах (не первоочерёдность рубки погибших деревьев, загрязнение лесов бытовыми отходами, разрушение мест обитания животных и т.д.) и составляют 92 % от выявляемых случаев.

Необходимо отметить, что непринятие мер по каждому такому случаю, могло привести к негативным последствиям природного характера, как пожарного, так и санитарного, и ситуация 2010 года могла повториться, что не сопоставимо с суммарным ущербом от всех незаконных рубок, как минимум, за последние 20-25 лет. 

Предварительные итоговые показатели

надзорной деятельности в лесах за 2017 (в динамике с 2007)

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Динамика 2017

среднее Δ, 2007-2017

%,

к Δ 2007-2017

% 2016

Количество выявленных случаев нарушений лесного законодательства, ВСЕГО,

в т.ч.

160

230

202

185

262

367

1055

1140

915

1155

1289

696

+85

+12

Случаев, предусматривающих административную ответственность, ед.

38

84

112

118

183

303

988

1085

879

1119

1258

616,7

+104

+12

Сумма административных штрафов, тыс.руб.

76,5

100,8

184,7

366,6

1238,3

891,8

1812,9

1924,4

2131,5

1957,9

3207,4

1389,3

+131

+64

Случаев, предусматривающих уголовную ответственность, ед.

122

146

90

67

79

64

67

55

36

36

31

79,3

-61

-14

Размер ущерба, тыс.руб.

76500

84600

61500

50500

45500

14599

13230

7075

10016

9629

7586

38074

-80

-21